В залах IMAX используется посеребрённый экран в связке с двухпроекторной поляризационной технологией 3D (с линейной поляризацией). Каждый проектор проецирует отдельный ракурс через отдельный фильтр.
Для просмотра зрителям на время сеанса выдают многоразовые поляризационные очки. Хотя они и периодически заменяются и моются перед выдачей, я всё же больший сторонник индивидуальных пассивных очков, как в RealD, благо цена их низка, но со своими очками имеем полную уверенность в чистоте «линз». Также из-за линейной поляризации в IMAX 3D эффект будет уменьшаться при наклонах головы к плечу (увеличатся перекрёстные помехи).
Вопреки распространённому заблуждению, два проектора в IMAX разрешение не увеличивают. Они используются лишь для увеличения яркости для 3D и проецируют изображение одинаково, лишь разные ракурсы.
В залах IMAX, в отличии от большинства «обычных», как правило, экран по соотношению сторон рассчитан больше под показ фильмов формата FLAT (менее широкоформатный, ~1.85:1).
А теперь про самое важное. В цифровом IMAX в большинстве случаем используются самые «обычные» проекторы с разрешением всего лишь 2K (как правило стоят «классические» Сhristie с не сильно мощной лампой). Так что в подавляющем большинстве случаев (так как IMAX залы с 4K проекторами пока что крайне редки) в IMAX зале вы увидите лишь 2K разрешение.
Это весьма обидно, ведь DCP (Digital Cinema Package) копии фильмов для IMAX залах приходят в 4K разрешении, притом даже в 3D, в отличии от обычных залах, где 3D показ возможен только в 2K. Интересный момент, что в IMAX копиях 4K разрешение даже у тех фильмов, мастеринг которых производился в 2K и в обычные кинотеатры шлётся в 2K DCP. По-видимому, для IMAX производят свой «апскейл» (масштабирование).
Также стоит отметить факт, что экраны IMAX имеют весьма заметную перфорацию («дырочки» для пропускания заэкранного звука), которая легко видна с ближних рядов и мешает просмотру.
Также из-за посеребрённого экрана качество показа в формате 2D очень низкое (разная яркость в разных местах экрана), но это общая проблема для залов с подобным экраном.
Звук
В IMAX используется многоканальная схема 5.1. Стандартные заэкранные громкоговорители Правый/Левый/Центр и блок сабвуферов (LFE). Тыловые каналы специально спроектированы под IMAX, и расположены в углах зала.
На всех каналах используется весьма мощная акустика, что позволяет добиться очень большого SPL. Но за экраном, как правило, не строится THX стены, поэтому звук в залах IMAX обычно не очень «глубокий», в отличии от залов с THX стеной.
Короче говоря, по сравнению с обычными залами, звук в IMAX намного лучше. Но вот по сравнению с залами Dolby Atmos полностью проигрывает – в Atmos не меньшая мощность, глубина и огромное количество громкоговорителей в зале, делая звук намного более «объёмным», чем традиционные многоканальные схемы 5.1, Dolby Surround-EX или 7.1.
Суммарные выводы
Минусы:
- Несмотря на 4K DCP копии, показ в подавляющем большинстве случаем происходит в разрешении 2K;
- Зачастую недостаточная мощность используемых в проекторах ламп. Даже двухпроекторная система не спасает. Поэтому в IMAX залах зачастую изображение немного «блеклое» и не сильно контрастное.
- По качеству 3D показа (яркость, уровень перекрёстных помех, рентабельность) IMAX заметно уступает технологии RealD и подобным ему (Volfoni Smart Crystal и т.п.);
- Из-за линейной поляризации при наклонах головы 3D эффект слабеет (увеличиваются перекрёстные помехи);
- Очень низкое качество показа в формате 2D из-за посеребрённого экрана и зафиксированных поляризаторов;
- Легко заметная с ближних рядов перфорация экрана;
- Звук «мощный», благодаря мощной акустики. Но вот каналов всего лишь 5.1. Плюс отсутствие THX стены даёт «неглубокий» звук. Поэтому по звуку IMAX, хоть и лучше большинства обычных залов, но очень сильно уступает залам с Dolby Atmos, где звук не менее мощный, но глубокий и идеально локализованный.
- В IMAX очень хороший 3D эффект. Особенно зрелищно в IMAX смотреть FLAT (менее широкоформатные, ~1.85:1) 3D фильмы. В таком случае эффект погружения действительно будет лучше, чем у любого другого зала;
- В IMAX залах всегда большой вогнутый экран, по соотношению сторон ближе к формату показа во FLAT (~1.85:1), тогда как в большинстве «обычных» залах экран ориентирован под показ широкоформатных SCOPE (~2.39:1) фильмов;
- Возможность показа 3D в разрешении 4K. Так как. DCP копии фильмов для IMAX поступают в разрешении 4K даже для 3D версий, в отличии от «обычного» DCP.
Но с учётом первого пункта из минусов, на практике мало где можно увидеть показ 4K в IMAX залах; - Мощный звук (высокое звуковое давление – SPL). Очень мощная низкочастотная составляющая. Мощная акустика даже в тыловых каналах. Но, как указано в последнем пункте минусов, всё это «подпорчивает» отсутствие THX стены за экраном.